Главная | Контакты | Карта сайта | Поиск
О нас
ИКСИ
ИКСИР ФСИ
Мероприятия
встречи
семинары аренда
залов
Полянка
Холл
Новости
анонсы
статьи архив
Контакты
адрес
телефон e-mail

Архив анонсы | статьи | архив

1  2  3  4  5  6  7  8  9  

02.11.2006
1 ноября 2006 г. Группа стратегических исследований "Делфи" и Высшая школа бизнеса МГУ им М.В. Ломоносова провели
первое заседание Молодежного дискуссионного клуба "Форум будущих лидеров".

Как отметил в приветственном слове директор Группы стратегических исследований "Делфи" и декан Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова Виханский О.С., встречи Клуба являются продолжением серии мероприятий Группы для молодежи - Летних школ и конференции "Форум будущих лидеров", а также семинара "Стратегия развития", в рамках которого выступают и обсуждают важные проблемы крупнейшие отечественные экономисты.

Первая встреча Клуба была посвящена теме "Экономист на рынке труда: каким должно быть экономическое образование?", важность которой, по словам Виханского О.С. особенно важна в рамках происходящей в настоящее время трансформации экономического образования. Среди участников первой встречи были представители более десяти ВУЗов, как московских, так и региональных.

Гостями встречи были проректор ГУ-ВШЭ Яковлев Андрей Александрович и зам. декана Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Телешова Ирина Георгиевна. Они представили свое видение экономического образования и также отметили, что данная встреча может помочь сближению позиций преподавателей и студентов, определить основные проблемы экономического образования и наметить пути их решения.



Телешова И.Г. отметила, что необходимость смены модели экономического образования назрела еще в прошлом десятилетии и выделила ряд важных проблем, среди которых - смешение различных "идеологий" образования (моделей "бакалавр-магистр" и "специалист"), а также отсутствие общепринятого и обоснованного стандарта экономического образования.

Ирина Георгиевна подчеркнула важность разработки стандарта экономического образования с позиции необходимости определения того, какими компетенциями должен обладать выпускник и какие виды деятельности он сможет выполнять на рынке труда. Только исходя из этого, по ее мнению, можно определить, в рамках каких курсов, каких дисциплин студент сможет приобретать эти компетенции?
Отталкиваясь от того, что система образования выполняет две функции - удовлетворяет как личные потребности индивида (которые достаточно разнообразны), так и социально-экономической системы в целом, Ирина Георгиевна указала на необходимость того, что студент должен быть активным участником образовательного процесса (и приобретать знания не только во время сессии), а преподаватель из "говорящей головы" должен превращаться в организатора, модератора учебного процесса. Важнейшая цель получения образования, по ее мнению - получение навыков для обучения в дальнейшем, в рамках системы непрерывного образования, при этом ВУЗ дает лишь стартовые условия для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.

Кроме того, Телешова И.Г. подчеркнула важность проблем ориентации экономиста. С одной стороны, экономист - специальность очень широкая, и выпускники могут работать в совершенно различных отраслях, выполняя разнообразные функции. С другой стороны, человек, поступающий в ВУЗ, в большинстве случаев еще не знает, где он будет работать, и что конкретно ему необходимо узнать. В то же время, требования бизнеса к кадрам могут быть настолько специфичными, что в рамках даже шестилетнего образовательного процесса не будет возможности получить все необходимые специализированные знания.



Яковлев А.А. особо выделил важность интеграции российского образования в международное образовательное пространство, прежде всего в гуманитарных науках, в том числе в экономике. В связи с этим он считает необходимым развитие магистерских программ, и не только за счет чтения лекций иностранными преподавателями и предоставлением возможности стажировок для студентов, но и создание программ двойных дипломов, что, по его мнению, является знаком качества образовательных программ.

Кроме того, Яковлев А.А. подчеркнул необходимость получения студентами практических навыков, что может быть реализовано через тесную интеграцию университетов с ведущими академическими институтами, бизнес-структурами, государственными органами, в том числе через создание специализированных кафедр. В рамках этих кафедр должны читаться не базовые курсы, а предоставляться возможность получения специфических практических навыков в рамках спецкурсов и факультативов. Кроме того, по мнению Андрея Александровича, важной частью учебного процесса является и предоставление возможности для студентов "отдохнуть от преподавателей" и самостоятельно реализовывать различного рода проекты в рамках студенческих организаций.
Яковлев А.А. также отметил проблему довузовской подготовки. Увеличение разрыва между требованиями, которые выставляют ведущие ВУЗы и теми знаниями, которые может дать средняя школа, требует значительной довузовской подготовки в рамках спецкурсов для школьников, проводимых университетами.



После выступления гостей, прозвучало два выступления студентов, отобранных по итогам конкурса эссе.

Артем Неклюдов и Мария Чадерина из ГУ-ВШЭ (МИЭФ) указали на то, что сейчас работодатель не понимает, что представляет собой человек с дипломом "экономиста". Это человек, который по чуть-чуть знает об экономических процессах, или это человек обладающий некими прикладными навыками, которые ждет работодатель?

Артем и Мария выделили две основные категории. Во-первых, это экономист-исследователь, который занимается академической работой, который может сформулировать гипотезу, предпосылки, разработать модель, протестировать ее, и через публикацию научных статей обеспечить обмен экономическими знаниями. Во-вторых, это экономист-практик, экономист-профессионал, который занят непосредственно бизнесом, и который умеет тщательно синтезировать уже имеющиеся знания, анализировать результаты академических исследований, сопоставляя их с практикой.

Однако, как подчеркнули Артем и Мария, в настоящее время у нас наблюдается разделение - экономисты-ученые пишут статьи, которые не в состоянии прочитать практики, а практики обращают мало внимания на результаты экономических исследований. В рамках предлагаемых мер Артем и Мария высказали мысль о необходимости разделения дипломов экономистов-исследователей и экономистов-практиков. Кроме того, по их мнению, необходимо развитие российских экономических журналов - общественного института, который позволит получать экономистам-практикам сведения о новом в экономической теории, и тем самым быть все время "в теме", обеспечивать синергетический эффект от взаимодействия двух групп экономистов.

С другой стороны, Артем и Мария выдвинули гипотезу, что получение экономического образования в настоящее воспринимается не как получение конкретных навыков, а как сигнал. Сигнал о том, что выпускник обучаем, его можно чему-то научить. В этом смысле для компаний становится не так важно, что образование является именно экономическим, а важно, чтобы было доверие к диплому данного ВУЗа. Однако, учитывая существование множества выпускников по специальности "экономист" из совершенно различных по качеству ВУЗов, размывается восприятие экономистов в обществе.



Игорь Чуркин из Финансовой Академии при Правительстве РФ обратил внимание прежде всего на проблемы школьного образования и поступления в ВУЗы. Он отметил, что далеко не во всех школах есть дисциплина "Экономика", в то время как существуют математические, биологические, гуманитарные и другие классы, а вот классов или школ с углубленным изучением экономики, по его мнению, недостаточно. В результате большая часть студентов пришедших на первый курс, не имеют представления даже об основных экономических понятиях, и поэтому экономическое образование в ВУЗах производится фактически с нуля. По словам Игоря, с тем же успехом можно начинать обучение на филологическом факультете с алфавита.

Во-вторых, Игорь изложил мнение, что обеспечивать рынок труда высококвалифицированными кадрами должны, прежде всего, десяток экономических ВУЗов или же экономических факультетов, развивающихся не как "довесок", а как полноценное направление в учебном заведении. При этом он отметил, что на качество студентов значительное влияние оказывают две проблемы - коррупция и привлечение талантливой молодежи. Бороться с коррупцией он предлагает повышением уровня оплаты труда преподавателей, а также внедрением контроля за деятельностью ВУЗов, например, проверкой текущих знаний студентов независимой государственной комиссией с возможностью наложения санкций вплоть до отмены госаккредитации (хотя он и отметил сомнения в целесообразности административных мер).
Талантливую молодежь, по мнению Игоря, можно привлекать через развитие системы образовательных кредитов, государственных грантов, адресных стипендий. При этом особенно важным он считает необходимость донесения до школьников информации об этих возможностях.

Игорь также отметил нехватку преподавателей в ВУЗах, усиленную тем, что талантливая молодежь предпочитает больше зарабатывать, применяя свои знания на практике. В результате, как он подчеркнул, происходит старение преподавательского состава и студенты изучают экономику не сегодняшнего дня, а отстающую на несколько лет, а то и несколько десятков лет.
В результате, указывает Игорь, несмотря на то, что экономистов в настоящее время выпускается много, высококвалифицированных специалистов мало. Экономические знания, подчеркнул он, должны быть реальными, а не ограничиваться наличием диплома.



По итогам выступлений развернулась дискуссия, наиболее активными участниками которой, помимо выступавших, были Тумасян Анна (ВолГУ), Попов Александр, Перегудин Константин (Экономический факультет МГУ), Псарева Виктория, Кожин Владимир (Высшая школа бизнеса МГУ), Вартанян Артур, Борисов Алексей (Академия народного хозяйства).



В ходе дискуссии были высказаны различные точки зрения и были подняты следующие вопросы:
Какими компетенциями должен обладать выпускник - экономист?
Каковы должны быть требования к преподавателям, и в чем заключаются проблемы подготовки новых преподавательских кадров?
Какова взаимосвязь между специальностями экономиста и менеджера?
Какова ценность программы "Магистр", и имеет ли выпускник магистратуры преимущества по сравнению с выпускником бакалавриата или специалистом?
Каким образом можно повысить доступность качественного экономического образования в регионах?
Каким и в каком объеме должно быть вовлечение в учебный процесс практиков?
Какова ценность диплома ВУЗа по сравнению с опытом работы?
Необходимо ли школьное экономическое образование и в каком объеме?

Дискуссию по этим и, возможно, новым вопросам мы предлагаем вам продолжить на сайте ИКСИ в рамках форума.

Завершая первую встречу Молодежного дискуссионного клуба Виханский О.С. отметил, что в настоящее время в России система образования перенасыщена подготовкой экономических кадров, и, вероятно, в ближайшее время мы будет наблюдать изменение этой системы. При этом возможно разделение экономистов на академических работников, консультантов-аналитиков, а также экономистов, специализирующихся на различных прикладных вопросах. Но особое внимание должно быть уделено качеству учебного процесса.

До следующих встреч!


Наверх

25.10.2006
25 октября 2006 г. Представительство ООН в РФ совместно с Институтом комплексных стратегических исследований провели круглый стол
«Приоритеты России и ООН в области развития», посвященный Дню ООН и завершению ежегодной недели борьбы с бедностью.

В рамках круглого стола с презентацией публикации «Цели развития тысячелетия и национальные проекты: стратегический выбор России», подготовленной ИКСИ по заказу Представительства ООН, выступила специалист ИКСИ Елена Киселева.


Идея круглого стола – проанализировать меняющуюся роль России как донора, оказывающего помощь беднейшим странам региона и мира, и в то же время как страны, реализующей обширную программу по сокращению бедности и расширению доступа к ресурсам человеческого развития на основе реализации четырех национальных проектов.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились Ситске Стенекер, и.о. Постоянного координатора ООН, Марта Руэдас, и.о. Регионального Директора ПРООН по Европе и СНГ, и проф. Олег Самуилович Виханский, Генеральный директор Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

С докладами на круглом столе выступили представители МИД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, сотрудники международных организаций, эксперты.

В своем докладе С. Е. Покровский, старший советник Департамента международных организаций МИД РФ, рассмотрел перспективы расширения роли России как донора, оказывающего техническую помощь беднейшим странам региона и всего мира.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ, директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Ольга Шарапова в своем выступлении подробно остановилась на текущих мерах госполитики, направленной на поддержку социально незащищенных слоев населения, охрану здоровья матерей и детей, стимулирование рождаемости.

Инге Бройер, представитель Всемирной продовольственной программы ООН в РФ, в рамках своего доклада рассмотрела позиции России как донора продовольствия для развивающихся стран и получателя гуманитарной помощи для северокавказского региона.

Доклад Яцека Цукровски, представителя ПРООН, Регионального советника по ЦРТ, был посвящен перспективам достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ) в СНГ и странах Европы. Выступающий особо отметил, что важным фактором реализации ЦРТ является качество управления и прогресс, достигнутый страной в проведении экономических, политических и социальных реформ.

Елена Киселева,, сотрудник ИКСИ, выступила на круглом столе с презентацией публикации «Цели развития тысячелетия и национальные проекты: стратегический выбор России», подготовленной по заказу Представительства ООН в России. В публикации рассматриваются возможности использования концепции ЦРТ, адаптированных для России (ЦРТ+), в контексте повышения качества реализации и дальнейшего развития национальных проектов.

В докладе Мэри Коллинз, и.о. Главы представительства ВОЗ в РФ, была сформулирована позиция ВОЗ по наиболее актуальным вопросам развития российского здравоохранения, перед которым стоят такие актуальные задачи, как сокращение смертности мужчин трудоспособного возраста и борьба с распространением ВИЧ-инфекции.

В выступлении одного из авторов ежегодного Доклада о развитии человеческого потенциала, Н.В. Зубаревич, особое внимание было уделено проблемам регионального неравенства в уровне социально-экономического развития. Докладчик особо подчеркнула необходимость проведения дифференцированной социальной политики, учитывающей различия в уровне развития регионов.




Наверх

1  2  3  4  5  6  7  8  9  



Copyright 2005-2017 © Группа стратегических исследований "Делфи".
Все права защищены.
Конфиденциальность Продвижение сайта | Web-Prom